Олигопольные эксперименты

Олигопольные эксперименты [oligopolistic experiments] — машинные или человеко-ма­шинные эксперименты, воспроизводящие ситуацию олигополии; проводятся в исследовательских и дидактических целях. Строятся в форме деловой игры, в которой участники принимают для каждого периода (такта игры) решения о характеристиках «выпускае­мых» ими товаров, объемах производства, затратах на рек­ламу, о ценах и инвестициях. Результаты решений с помощью компьютера представляются в виде планов, балансов доходов и убытков, обзоров состояния рынка и других расчетов. Полученная информация служит для принятия решений в последующих периодах и т.д. Множество испытаний (проиг­­рываний) позволяет анализировать мотивы и эффективность экономического поведения участников игры. О.э. дают возможность верифицировать экономические теории и гипотезы, касающиеся, например, инвестиционной или торговой политики фирм.

Для иллюстрации остановимся на одном простейшем О.э. Имеются три «фирмы» поставщика однородного товара  и множество потребителей. Формулируется модель экс­перимента, в которой цена товара выступает как функция объема предложения

P = 20 — (X1 + X2 + X3),

где P — цена, X1 + X2 + X3 — соответственно, сумма предложений трех фирм; 20 — некоторый заданный параметр. Для упрощения принимается, что фирмы не имеют издержек. Тогда прибыль —
Gi = ∑ pxi, i = 1, 2, 3.

Задача каждой фирмы состоит в максимизации целевой функции Gi ® max. Фирму  представляет группа студентов, принимающих решения об объеме «продаж». Решения принимаются каждой группой независимо от других, обмен информацией (или, проще, сговор между фирмами) исключен.

Далее проигрывается серия испытаний, результаты которых фиксируются в таблице.

Олигопольные эксперименты

ОЛИГОПОЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ [oligopolistic experiments] — машинные или человеко-машинные экономические эксперименты, воспроизводящие ситуацию олигополии; проводятся в исследовательских и дидактических целях. Строятся в форме деловой игры, в которой участники принимают для каждого периода (такта игры) решения о характеристиках “выпускаемых” ими “товаров”, объемах производства, “затратах” на рекламу, о “ценах” и “инвестициях”. Результаты решений с помощью ЭВМ представляются в виде планов, балансов доходов и убытков, обзоров состояния рынка и других расчетов. Полученная информация служит для принятия решений в последующих периодах и т. д. Множество испытаний (проигрываний) позволяет анализировать мотивы и эффективность экономического поведения участников игры. О. э. дают возможность верифицировать экономические теории и гипотезы, касающиеся, напр., инвестиционной или торговой политики фирм.

Для иллюстрации остановимся на одном простейшем О. э. Имеются три “фирмы” поставщика однородного товара и множество потребителей. Формулируется модель эксперимента, в которой цена товара выступает как функция объема предложения

P = 20 – (X1 + X2 + X3),

где P — цена; X1 + X2 + X3 — соответственно сумма предложений трех фирм; 20 — некоторый заданный параметр. Для упрощения принимается, что фирмы не имеют издержек. Тогда прибыль Gi = Рxi, i = 1, 2, 3.

Задача каждой фирмы состоит в максимизации целевой функции (Gi → max). Фирму представляет группа студентов, принимающих решения об объеме “продаж”. Решения принимаются каждой группой независимо от других, обмен информацией (или, проще, сговор между фирмами) исключен.

Далее проигрывается серия испытаний, результаты которых фиксируются в таблице:

Номер
трехчлена

x1

x2

x3

xi

P

G1

G2

G3

1

5

5

10

20

0

0

0

0

2

5

5

8

18

2

10

10

16

3

3

3

3

9

11

33

33

33

4

3

3

7

13

7

21

21

49

Отсюда видно, что, наприм­ер, в первом испытании третья фирма «выбросила на рынок» 10 единиц товара, а на деле свела прибыли всех фирм к нулю (в том числе и свою собственную). А вот в четвертом испытании та же фирма получила высокую прибыль…

Таблица позволяет судить о качестве решений участников эксперимента, регистрация пояснений о причинах принятия тех или иных решений — анализировать мотивы их «экономического поведения».

Разумеется это лишь крайне упрощенный пример. О.э.  усложняются введением показателей издержек и производственных мощностей для каждой фирмы,  вводятся параметры инвестиций (тогда про­из­водственные мощности мо­гут изменяться в определенных пределах). Строятся модели рынков, включающие не только поставщиков, но и потребителей и т.д. В ряде случаев на основании наблюдений в ходе эксперимента стро­ится математическая модель, которая затем проигрывается на компьютере. Такое соединение натурного и имитационного эксперимента позволяет углублять анализ явлений, проверять выводы и гипотезы.