Седловая точка

Седловая точка [saddle point] — в математическом програм­мировании точка, где функция Лагранжа   (см.   Лагранжиан) достигает максимума по исходным переменным (прямой задачи) и минимума по множителям Лагранжа.

При некоторых условиях в задачах выпуклого и линейного программирования оказывается возможным заменить исходную задачу задачей разыскания С.т. функции Лагранжа, поскольку существование такой точки — необходимое и достаточное условие оптималь­ности решения.

Вообще в математике С.т. соответствует случаям, когда значение функции двух переменных представляет собой од­новременно максимум относительно одной переменной (вектора переменных) и минимум относительно других (другого вектора переменных). Поясним это на функции двух переменных. Представьте себе седло: некоторая его точка находится ниже всех остальных, расположенных в направлении вдоль лошади, и в то же время — выше всех точек, расположенных в поперечном направлении (отсю­да и название “С.т.”). См. рис. С.1.

С.т. матрицы — элемент akl матрицы (aij) , удовлетворяющий условию:

(Обозначения см. в статьях Матрица, Минимакс, Максимин.)

В теории игр С.т. (седловой элемент)  —  это  наибольший элемент столбца матрицы игры, который одновременно яв­ляется наименьшим элементом соответствующей строкиигре двух лиц с нулевой суммой). В этой точке, следовательно, максимин одного игрока равен минимаксу другого; С.т. есть точка равновесия.

Выбор игроком стратегии, не соответствующей С.т., в кон­це концов нанесет ему ущерб, если он имеет дело с опытным противником (кото­рый со своей стороны выберет С.т.).

Рис. С.1  Седловая точка функции двух переменных